Об ансамбле


Alta Capella (художественный руководитель Иван Великанов) — первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов. В его состав входят выпускники, студенты и аспиранты Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Задача ансамбля — знакомить русского слушателя с европейской духовной и светской вокально-инструментальной музыкой XIV — XVII вв., до сих пор почти не исполнявшейся в нашей стране. Используя исключительно аутентичные инструменты (сакбуты, кулисная труба, а также цинки, шалмеи, бомбарды, дульциан) и отрешившись от исполнительского опыта последних трех столетий, участники ансамбля стремятся воссоздать подлинный дух этой музыки с исторических позиций.

Название Alta Capella отсылает к XIV — XV вв., когда так именовали ансамбль из 3-4 громких духовых инструментов (шалмеев и кулисной трубы). Слово «alta» — «громкий», «высокий» — подразумевало исполнение с высокого места (балкона, галереи), для высокопоставленных господ, а также, возможно – возвышенной, то есть духовной музыки. Все эти значения отражены в репертуаре ансамбля, достаточно разнообразном в отношении стилей и эпох. Это средневековая духовная и светская музыка, предполагающая участие духовых (танцы для игры на открытом воздухе, песни и мотеты Машо, Ландини и др. авторов XIV в.), произведения композиторов Нидерландской школы (от Дюфаи до Лассо), лютеранская музыка трех столетий (от Вальтера и Преториуса до Баха) и многое другое. В последнее время Alta Capella уделяет все больше внимания музыке позднего Средневековья и барокко, успешно сотрудничая с ансамблями старинной музыки Pfeyffer, Universalia in Re, Labyrinthus, Laterna Magica, Questa Musica, Barocco Concertato, ансамблем исторического танца Time of dance п/у Наталии Кайдановской.

Музыканты ансамбля — участники летних курсов старинной музыки (проф. Брюс Дики; Урбино, Италия, 2010) и международных мастер-классов: проф. Мартина Любенова (Гермерсхайм, Германия, 2010), проф. Уильяма Донгуа и проф. Стефана Леже (Москва, 2010), проф. Вима Бекю (Академия старинной музыки, Бремен — Международная летняя академия Моцартеум, Зальцбург, 2011), II и IV Открытых академий музыки барокко (музыкальные руководители — Эндрю Лоуренс-Кинг, Марко Бисли; Санкт-Петербург, 2012, 2013). Солисты ансамбля (Alta Capella Soloists) стали победителями конкурса молодых исполнителей IYAP (International Young Artist’s Presentation) и выступили с программой «In Stile Moderno» в рамках фестиваля Laus Polyphoniae (Антверпен, Бельгия, 2012).

Ансамбль является организатором Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance (Москва, 2011–2016). В его программу вошли мастер-классы и лекции, а также совместные концерты ансамбля с выдающимися музыкантами, специализирующимися на ренессансном репертуаре и исполнительстве на старинных духовых инструментах. Среди гостей фестиваля — William Dongois, Stefan Legée, Véronique Daniels, Jean Tubéry и ансамбль La Fenice, Angélique Mauillon, JeanPierre Pinet, JeanFronçois Novelli, Marc Mauillon (Франция), Guillermo Pérez (Испания), Isacco Colombo и Viva Biancaluna Biffi (Италия), Andrew LawrenceKing и Barbara Segal (Великобритания), Wim Becu (Бельгия), Benjamin Bagby (США–Франция), Manfred Cordes и студенты Высшей школы искусств Бремена (Германия). В рамках фестиваля состоялись российские премьеры «Вечерни Пресвятой Девы Марии» К. Монтеверди (2014), музыкально-сценической версии средневековой поэмы XIV в. «Роман о Фовеле» (2015).

Со времени своего создания (2009) ансамбль концертирует в России и за рубежом, выступая с сольными программами в Москве и в городах России (залы Московской консерватории, Государственного института искусствознания и Музеев-заповедников «Коломенское» и «Царицыно», Итальянский дворик ГМИИ им. А.С. Пушкина, Проект «Открытая сцена», Атриум Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Оружейная палата Московского Кремля, Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского, Медиацентр и Концертные залы в Зарядье, Дом-музей Ф.И. Шаляпина в Санкт-Петербурге). Ансамбль — частый гость многих фестивалей, среди которых «От Рождества до Рождества» (Москва, 2009), «Корни и крона» (Москва, 2010), «Александрийская карусель» (Петергоф, 2011), XIX Международный фестиваль музыки Ренессанса в Йехиаме (Израиль, 2011), IV Фестиваль органной музыки в Брюнуа (Франция, 2011), XVI Международный фестиваль старинной музыки «EARLYMUSIC» (Санкт-Петербург–Гатчина, 2013), Международный фестиваль «Орган плюс в Царицыно» (Москва, 2013, 2014, 2015), Музыкальный фестиваль, посвященный 600-летию Аристотеля Фиораванти (2015), фестивали «Шекспир в Тарусе», «ДЖАЗОВОРОТ 7,5» (Протвино) и III Международный рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» (2016), XVIII Международный зимний фестиваль «Площадь искусств» (Санкт-Петербург, 2017), «Путешествие в Рождество 2017-2018» (Москва), «Лучше вместе» (Москва, Государственная Третьяковская галерея, 2018), «Памяти князя. Посвящение Андрею Волконскому. 1933–2008» (Москва, 2018), VII Фестиваль современного искусства «Циолковский фест» (Калуга, Музей истории космонавтики, 2019), Летний международный фестиваль искусств «Век музыки в усадьбе Поленово» (2019), Музыкально-художественный фестиваль Фонда С. Рихтера (Таруса, 2019, 2020), VII Фестиваль «La Clé des Portes» (Франция, 2019). В сезонах 2019/2020 и 2020/2021 гг. Иван Великанов и участники ансамбля выступили с программами старинной музыки в залах Самарской и Ростовской филармоний, в Городских театрах Анапы и Новороссийска, в Красноярском театре оперы и балета им. Д.А. Хворостовского.

Alta Capella сотрудничает с такими выдающимися исполнителями, как Алексей Любимов, Анатолий Гринденко, Дмитрий Синьковский, Дмитрий Степанович, Андрей Немзер (с его участием в 2011 году ансамбль записал диск «Fili mi, Absalon. Генрих Шютц и его итальянские современники»). В исполнении ансамбля состоялись мировые премьеры сочинений, созданных российскими и зарубежными авторами специально для Alta Capella (Москва, театр «Школа драматического искусства», 2010); его выступления стали аутентичной преамбулой к премьере оперы С. Невского «Франциск» (Москва, Новая сцена Большого театра, 2012), а также к выставкам в ГМИИ — «Прерафаэлиты: викторианский авангард» (Вечер в Музее, 2013), «Караваджо и последователи» (2015) и «Кранахи. От Ренессанса до маньеризма» (2016), в ГТГ — «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» и Центре дизайна ARTPLAY — «БОСХ. Ожившие видения» (2016), при его участии состоялась премьера первого театрального проекта фонда V–A–C «ГЭС 2 Опера» (2019). В 2014–2017 гг. ансамбль провел циклы концертов в Атриуме Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и в Кафедральном Соборе Свв. Петра и Павла Евангелическо-Лютеранской Церкви России (в 2018 выпущен второй аудиодиск «Генрих Шютц. Оратория “Семь слов Христа на кресте”», куда вошли записи с концертов в Соборе 2017-2018 гг.). В 2018 году ансамбль стал участником проекта «Квартет 4х4» на телеканале «Россия–Культура» с программой «Ренессанс-джаз».

Свой 10-летний юбилей ансамбль отметил совместным выступлением с коллегами — московскими ансамблями старинной музыки в Рахманиновском зале Московской консерватории; к этому событию был приурочен выпуск нового диска, куда вошли видеозаписи концертных программ разных лет (2011-2019).