Программы


Музыка для духовых инструментов: от Средних веков до барокко
Лекция-концерт Ивана Великанова и ансамбля
Alta Capella

Программа предоставляет редкую возможность ознакомиться с той частью европейской музыкальной культуры Средних веков, Возрождения и раннего барокко, которая до сих пор не слишком хорошо известна нашей аудитории – со старинными духовыми инструментами, с их эволюцией и созданными для них произведениями. Исполнение музыки на цинке (корнете), сакбутах (старинных тромбонах), шалмее (предке гобоя), дульциане (предке фагота), органе-позитиве и на других забытых или полностью изменившихся инструментах дополняет видеоряд: их изображения на старинных миниатюрах, фресках и гравюрах. Погружаясь в звучание исторических инструментов, слушатели перенесутся в мир средневекового рыцарства, смогут ощутить пространство готических соборов Венеции, почувствовать пафос Реформации, оказаться при дворе английской королевы Елизаветы I…
Продолжительность: 50-55 минут
Количество участников: 6 человек

В замке и на площади
Музыкальное действо из эпохи трубадуров и рыцарей

Популярная светская музыка Западной Европы XIII-XVI веков: произведения короля Наварры Тибо Шампанского, последнего трувера Гильома де Машо, слепого органиста Франческо Ландини, короля Англии Генриха VIII, неизвестных авторов. Программа призвана продемонстрировать богатую и разнообразную жанровую палитру «нескучной» старинной музыки, а также познакомить с музыкальным миром далекого прошлого детскую аудиторию.
Продолжительность
: 40-45 минут
Количество участников: 5 человек

Венеция за сто лет до Вивальди

Венеция – один из важнейших музыкальных центров старой Европы: здесь появились первые печатные ноты, открылся первый оперный театр, здесь начали писать виртуозную инструментальную музыку…
В программе концерта представлены все основные музыкальные жанры (как инструментальные, так и вокальные), бытовавшие в этом городе в начале XVII века. Это и салонные сонаты и канцоны, и духовные арии, и виртуозные диминуции (вариации) на популярные песни предшествующей эпохи; сочинения Клаудио Монтеверди, Джованни Габриели, Генриха Шютца, Бьяджо Марини, Дарио Кастелло и других композиторов.
Продолжительность: 70-75 минут (желателен антракт)
Количество участников: 5 человек

«Во дворце и в соборе»
Рождение музыкального барокко

Программа «Во дворце и в соборе» включает в себя шедевры итальянской и немецкой музыки начала XVII века — времени, когда происходил переход от Ренессанса к барокко.
Все три великих композитора, творчеству которых в первую очередь посвящен концерт — Клаудио Монтеверди, Джованни Габриели и Генрих Шютц — так или иначе тесно связаны с Венецией, одним из важнейших музыкальных центров Европы начала Нового времени. Габриели и Монтеверди большую часть жизни работали в Венеции органистами и капельмейстерами, Шютц приезжал сюда, чтобы учиться у них обоих.
Акустические особенности венецианского собора Святого Марка, а также высочайший уровень музыкантов, служивших в нем, стали основой для создания «полихорных» композиций (с характерными перекличками групп голосов или инструментов, широким применением эффекта эха). Так возник стиль concertato, оказавший огромное влияние на всю последующую музыку барокко, прежде всего духовную, на развитие принципа однородного инструментального ансамбля — иными словами, на зарождение современного оркестра. Канцона «Pian e forte», созданная Джованни Габриели, — по-видимому, первое в истории музыки сочинение, где нотная запись снабжена динамическими указаниями (оттенками) и указанием состава исполняющих инструментов.
Но не только соборами славилась Венеция в начале XVII века. Во дворцах звучали канцоны (то есть песни), сонаты (то есть инструментальные пьесы) и диминуции (виртуозные вариации на известные публике песни, мотеты и мадригалы); открылись первые в мире городские театры, в которых ставились спектакли в совершенно новом для публики жанре — жанре оперы.
Мы надеемся, что гулкая акустика Атриума Театра позволит воссоздать атмосферу знаменитого венецианского собора. Наши слушатели смогут насладиться как молитвенной музыкой эпохи уходящего Высокого Ренессанса, так и ранними барочными инструментальными сонатами, фрагментами из первых опер.

По вопросам проведения тематического концерта (или цикла концертов) обращайтесь к художественному руководителю ансамбля Ивану Великанову.