La Spagna


 

La Spagna – так называется средневековая мелодия, в свое время крайне популярная, ставшая основой для рекордного количества музыкальных произведений XV-XVI веков. В первозданном виде, то есть в виде песни, она не сохранилась: мы не знаем ни слов ее, ни ритма. До нас дошла только последовательность из тридцати семи нот.

 

Наиболее ранние примеры появления темы La Spagna – в танцевальном жанре, именуемом бас-данс. Этот танец исполнялся ансамблем alta capella, то есть сакбутом (старинным тромбоном), и двумя шалмеями. В программе концерта La Spagna фигурирует в том числе и в виде бас-данса, также как и в качестве основы для мессы Генриха Изаака, мотета Джованни Мариа Нанино и других произведений.
И все же, прежде всего, наш концерт посвящен беспрецедентному по своим масштабам капитальному труду Костанцо Фесты, называемому «Сто двадцать пять контрапунктов на тему La Spagna». Если пытаться привести аналогии в истории музыки – в чем-то этот цикл может напомнить «Искусство фуги» И.С.Баха, и это, пусть и неочевидное, сходство не случайно: Феста не преследовал в своем гигантском цикле исключительно музыкальных целей, это прежде всего, по-видимому, дидактический труд. (Об этом свидетельствуют, например, ничем не оправданные нарочитые сложности в области нотной записи, явно предназначенные для того, чтобы ученик «помучался»). Это не означает, однако, что эта музыка непригодна для исполнения. Расцвечивая ее разными вариантами инструментовки и другими, доступными нам, исполнителям, средствами, мы пытаемся по возможности донести до слушателя поистине архитектурную красоту этой предельно интеллектуально насыщенной музыки.
Автор единственной на сегодняшний день аудио-записи тридцати двух из контрапунктов Фесты, прославленный маэстро Пол Ван Невель (руководитель знаменитого бельгийского ансамбля Las Huelgas), исполнил в концерте весь цикл полностью, что заняло, с перерывами, около восьми часов.

 

К сожалению, у нас нет возможности повторить его подвиг, и мы исполним из ста двадцати пяти всего тридцать семь контрапунктов, объединяя их в группы и перемежая другими сочинениями, связанными с La Spagna.

 

Вся эта музыка в России прозвучит впервые, контрапункты Костанцо Фесты – во второй раз в мире. Как и в других случаях, мы исполняем все на исторических инструментах или их копиях, пытаясь приблизиться самим и приобщить слушателей к звуковому пространству музыки далекого прошлого. Безусловно, мы не можем полностью перенестись в Италию XVI века, даже на два часа. Но если даже на один миг мы почувствуем настоящую связь с эпохой – мы будем считать свою задачу выполненной.

Послушать программу
J.Despres_La Spagne_Alta Capella