1 июня 2014 г.


Кафедральный Собор Свв. Петра и Павла Евангелическо-Лютеранской Церкви России
(Старосадский пер., 7/10, ст.м. «Китай-город»)
20.00

Первое исполнение в России

Клаудио Монтеверди
Вечерня Пресвятой Девы Марии (1610)

Руководитель проекта –
Эндрю ЛОУРЕНС-КИНГ (Великобритания)

Солисты: Екатерина Либерова, сопрано, Анастасия Бондарева, сопрано, Жан-Франсуа Новелли, тенор (Франция), Карлос Гомес, тенор (Колумбия), Тигран Матинян, тенор, Иван Любимов, тенор, Тарас Ясенков, тенор, Владимир Красов, баритон, Евгений Скурат, бас, Нериюс Масевичюс, бас (Литва)

Ансамбль старинной музыки Alta Capella

Справки и заказ билетов
в кассах Собора (на концерт 1 июня)
тел.: +7 (495) 628 5336

Купить билет на BIGBILET.RU

Купить билет на ponominalu.ru

Страница на сайте Collegium Musicum:
http://www.collegiummusicum.ru/concerts/event/calendar_event/333611

Мероприятие в Фейсбуке:
https://www.facebook.com/events/491060824355814/

Самое знаменитое произведение гениального композитора первой половины XVII века Клаудио Монтеверди – это квинтэссенция великолепия эпохи позднего итальянского Ренессанса, совмещающая литургические песнопения, изысканную полифонию с драматическими чертами недавно зародившегося оперного стиля. Сочинения на темы псалмов и духовные концерты впервые были собраны для публикации в 1610 году, но (как в случае с Мессой си минор Баха почти полтора века спустя) нам не известно, была ли месса целиком исполнена при жизни композитора. В наше время Vespro della Beata Vergine уже давно стала мировым хитом барочной музыки, но данный концерт будет первым исполнением этой мессы в России.

Манускрипт Монтеверди связан с соборами Святого Петра в Риме и Святого Марка в Венеции, но включение фанфары рода Гонзага (также выписанной в опере «Орфей» 1607 года) намекают также на связь с собором Святой Барбары в Мантуе. Композиция достаточно монументальна, чтобы соответствовать этим величественным зданиям, с большими инструментальными и вокальными ансамблями и множеством двойных хоров, контрастирующими с тонкими и глубокими соло и дуэтами. Музыкальная архитектура произведения подчеркнута использованием григорианского хорала, огромным разнообразием оркестровых аранжировок, а также знаменитым использованием эффекта эха между одним голосом (или инструментом) и другим. И храм словно становится сакральным театром для декламирования страстных текстов из Песни Песней, драматических диалогов и виртуознейших орнаментаций.

Монтеверди соединяет, разделяет и снова соединяет десятерых певцов как солистов, партнеров в диалогах, ансамблях и антифонных хорах. Во вступительной фанфаре и антифонных частях инструменты играют ритурнели, где струнная группа контрастирует с корнетти (деревянные духовые инструменты XVII века, с амбушюром как у трубы и пальцевыми отверстиями как у флейты) и сакбутами (барочными тромбонами). На всем протяжении произведения певцов поддерживает и ведет группа континуо, своеобразная «ритм-секция» эпохи барокко, состоящая из клавишных, теорб (больших лютен) и арф.

Эндрю Лоуренс-Кинг – один из ведущих мировых исполнителей и исследователей старинной музыки, руководящий постановками старинных опер в Европе, Скандинавии, США, Австралии. Постановки, прошедшие под его руководством, и аудиозаписи завоевывали многие престижные мировые награды, включая российскую театральную премию «Золотая Маска» в 2013 году, за самую первую оперу в истории – «Игру о Душе и Теле» 1600 года, идущую в Музыкальном театре им. Н.И. Сац.

Данная премьера «Вечерни» отражает результаты последних исследований Эндрю Лоуренса-Кинга в области стариной музыки.

Руководить постановкой Маэстро будет также в исторической манере – не при помощи дирижерской палочки, изобретения XIX века, но из секции континуо, играя на итальянской барочной хроматической арфе.