Дата: 06.06.13
Издание: «Турне»
Рубрика: Классика. События
Заголовок: Состоялась пресс-конференция по фестивалю «La Renaissance»

В Московской консерватории состоялась пресс-конференция, посвященная III Международному фестивалю музыки эпохи Возрождения «La Renaissance». Выступили организатор и художественный руководитель фестиваля Иван Великанов и его участник профессор по классу старинной арфы и клавишных инструментов в Высшей школе музыки Каталонии в Барселоне Эндрю Лоуренс-Кинг.

Фестиваль откроется 8 июня в Малом зале консерватории концертом с участием Эндрю Лоуренс-Кинга. В программе – «Shakespeare’s Musicke» (так!) – музыка английского театра времен  Шекспира, на его тексты; прозвучат сочинения Дж. Дауленда, Р. Джонсона, У. Лоэса.

В программе фестиваля также: 16 июня – ансамбль старинной музыки «La Fenice» (Франция) и ансамбль старинных духовых инструментов «Alta Capella» с участием Жана Тюбери (цинк) c программой «Музыканты Рубенса», Рахманиновский зал; 23 июня – ансамбли «Alta Capella» и «Саnto Vivo» с участием Вима Бекю (орган) с программой «Venetia Mundi Splendor» – «Музыка венецианских соборов», Римско-католический собор; 25 июня – программа средневековой музыки «Музыкальное путешествие Марко Поло», Нарышкинские палаты Высоко-Петровского монастыря.

Заключительный концерт фестиваля состоится 30 июня в Рахманиновском зале: исполнитель на средневековом органе-портативе Гильермо Перес (Испания) представит свое новое достижение – восстановленный экспериментальный тнструмент, изобретенный Леонардо да Винчи.

Иван Великанов: «Это единственный ежегодный фестиваль музыки эпохи Возрождения. Она еще плохо известная широкой публике. Мы берем исторический отрезок примерно с XIV по XVII века, сюда подпадает музыка от позднего Средневековья до раннего барокко. Живопись Возрождения вошла в русскую культуру давно, нет человека, который не знал бы «Моны Лизы». А музыка долго пребывала в забвении. С середины ХХ века ситуация стала меняться. Эту музыку стали «реконструировать» и исполнять. Ведь если до сих пор Микеланджело и Леонардо да Винчи волнуют даже профанов, неужели музыка устарела, скучна и схоластична? Этого не может быть. В те времена было ясно: все искусства едины. И мое чаяние – чтобы эта музыка заняла такое место в нашей жизни, как искусство художников Возрождения. В чем-то она смыкается с неакадемической музыкой, в ней  присутствует импровизация, она интерактивна».

Эндрю Лоуренс-Кинг: «Мы взяли эпоху около 1600 года. В Италии в это время пишутся оперы, в Англии – Шекспир. Иногда историки говорят, что Италия – вотчина оперы, а Англия – драмы. Это не совсем верно. В шекспировском «Глобусе» было много музыки. В течение спектакля звучали песни, в конце устраивались танцы. А перед представлением был целый концерт, который длился около часа. «Глобус» был наполнен музыкой! Как и пьесы, в музыке переплеталось высокое и комичное. Спектакль не начинался, пока не прибывали королева Елизавета и благородные зрители. Как только появлялось важное лицо – звучали фанфары. По театру расхаживали торговцы, громко предлагая апельсины, воду, закуски, устриц, пирог с бараниной, одежду, матрасы, соль. Мы даже будем исполнять сочинение, которое воспроизводит это в звуках, там партии певцов включают кричалки продавцов: «Salt! Salt!» Один человек потерял свою лошадь. И все это – одновременно с прекрасной по стилю полифонией. Если публика в конце хлопала – актеры возвращались на сцену и танцевали! Будет еще один раритет – переложенный на музыку монолог «Быть или не быть?». Он был найден в виде манускрипта в библиотеке человека, который страстно любил музыку, брал уроки к тому же вел подробный дневник. В «Глобусе» монолог, конечно, не пелся, а декламировался. Но по музыкальному переложению мы можем понять, каков был ритм, фразировка. Мы покажем, каков был пролог перед спектаклем; есть сцена с Робин Гудом, сцена танцоров вокруг майского шеста, эпилог. Во время концерта будет постоянный перевод, классические образцы. Как возвращать людям эту музыку? Помогает совмещение неизвестной музыки с очень известными словами, визуальные образы известных людей того времени, картины природы, которые представляли себе  люди того времени: лес… сельская местность… что-то странное в глубинах моря… магический остров…»

– Вы даете мастер-классы. Как вам наши студенты, изучающие искусство аутентичного исполнения?

Э. Лоуренс-Кинг: «Старинная музыка – относительно новое явление в России. У студентов большой спектр тем для изучения. Некоторые успешно учатся играть на старинных инструментах у зарубежных специалистов. Для меня работать с русскими студентами, полными энтузиазма, – большая радость. Ну, и сама музыка дает прилив энергии».

– Какова может быть форма бытования старинной музыки, кроме концертов?

Э. Лоуренс-Кинг: «Важен фестиваль. Это же не только музыка. Это вообще открытое окно в огромную культуру Ренессанса. Много есть идей соединения музыки с более широким спектром культуры и философии того времени. Сам визуальный образ шекспировского «Глобуса» или Венеции уже много дает, и, я думаю, важно соединять музыку с картинками той эпохи. Кстати, многие истории Шекспир черпал из Италии.

– На недавнем вручении «Золотой Маски» за спектакль в Детском театре им. Сац «Игра о душе и теле» вы в своем выступлении сравнили старинную музыку с джазом. Все очень удивились. А что, у вас бывают джем-сейшны?

Э. Лоуренс-Кинг: «Да, именно так! Только часто с меньшим количество разговоров. Я ничего музыкантам не объясняю, им это не надо. Мы все хорошо понимаем друг друга. Есть целый ряд проектов, где я работаю с разными ансамблями, играющими по принципу джем-сейшн. На другом конце возможностей – самый высокий стиль, куда каждый может привнести свое. Такого музыканта можно сравнить с переводчиком, который прекрасно переводит, потому что отлично знает сам предмет, о котором идет речь. Ну, и один из основных общих элементов – импровизационность. А самый важный – ритм. В джазе говорят: «Без свинга нет музыки!» В джазе нет места музыканту без чувства ритма. В обычной классической музыке это не так. Дирижер должен быть уверен, что оркестр не будет «свинговать». А раньше дирижера не было. Не дирижировал Монтеверди, Бах, Гендель, Вивальди. На картинках видно: люди играют, танцуют, поют оперу – но дирижера там нет. Когда сегодня старинную музыку играют с дирижером – это не исторично. Тем более. когда он стоит спиной. закрывая собой музыкантов. Я работаю как музыкант джаз-ансамбля: задаю темп – и мы играем. Совсем иное ощущение! Именно тогда у публики ноги пускаются в пляс – вот это главное. Недаром Шекспир говорил актерам: «Вы должны говорить так, будто ваш язык танцует». Одно из самых важных качеств для меня – личная честность: донести все свои идеи до публики. Даже самой простой публике доступна честность. И всегда чувствуется, когда честности не хватает. Если ты сосредоточен и упорно думаешь о чем-то – ты донесешь это до слушателей».

Фестиваль «La Renaissance» организуют Московская консерватория, Французский институт в России, Институт Сервантеса, Благотворительный фонд «Искусство добра». Инициатор – ансамбль старинных медных духовых инструментов «Alta Capella» (художественный руководитель – Иван Великанов), в состав которого входят выпускники, студенты и аспиранты консерватории.