Музыка для духовых


Лекция-концерт Ивана Великанова и ансамбля Alta Capella

Европейская музыка Средних веков, Возрождения и раннего Барокко до сих пор не слишком хорошо известна русскому слушателю. Не случайно и сегодня можно услышать выражение «добаховская музыка», постоянно встречающееся в советских учебниках истории музыки – выражение, определяющее музыку многих веков как подготовку появления на свет в начале XVIII столетия творчества И.С.Баха. А между тем так называемая «старинная музыка» – это тоже клише, требующее пространного пояснения, а скорее постепенного естественного изживания. К примеру, между творчеством слепого флорентийского органиста и композитора XIV века Франческо Ландини и придворного лютниста королевы Елизаветы Джона Доуленда не больше связи, чем между творчеством Джотто и Рембрандта. Зато вышеупомянутый Ландини – точный современник Джотто, соотечественник, и даже, возможно, добрый знакомый. Неужели же современный человек не может так же искреннее восхититься баллатами и виреле Ландини, как фресками падуанской Капеллы дельи Скровеньи?

Итак, музыка разных стран и эпох, от Португалии до Норвегии, от так называемых «Темных веков» и до Века Просвещения – огромная часть культуры, заслуживающая постепенного и глубокого интеллектуально-эмоционального освоения. С нашей точки зрения, лекция-концерт является наиболее универсальной формой наглядного комплексного ознакомления с какой-то частью этого разнообразного мира музыки далекого прошлого. Все, сказанное лектором, слушатель имеет возможность сразу же проверить своими ушами, согласиться или усомниться, приобщиться к чему-то, либо наоборот отстраниться.

Предлагаемая нами музыкальная лекция, задуманная как первая в цикле, посвящена духовым инструментам и музыке, создававшейся для них в XIII-XVIII веках в разных странах Европы. Тема, без сомнения, очень широкая, заслуживающая, в идеале, нескольких лекций, поэтому каждая эпоха отражена лишь самыми характерными чертами и снабжена наиболее яркими, с нашей точки зрения, музыкальными примерами. Цели, которые мы преследуем – познакомить русского слушателя со звуковым обликом духовой музыки нескольких столетий, проследить этапы развития музыки для духовых инструментов, а также бытования и всевозможных модификаций самих инструментов (к примеру, путь от волынки к гобою). В силу всего вышесказанного излишне, наверное, оговаривать, что музыкальные примеры исполняются ансамблем Alta Capella исключительно на исторических инструментах (или их копиях), в аутентичной манере.
Кроме того, благодаря наличию обширного иконографического материала, мы сопровождаем, по возможности, лекцию демонстрацией фрагментов средневековых миниатюр, иллюминированных рукописей, фресок, картин и гравюр, изображающих музыкальные инструменты и музыкантов, на них играющих, достигая при этом большей наглядности и облегчая восприятие информации. Не так просто мгновенно перенестись из мира средневековых рыцарей ко двору Людовика XIV, даже если удалось забыть о том, в каком веке живем мы; поэтому нам представляется разумным использовать все, что в наших руках, для приобщения публики к пространству исполняемой нами музыки.