Мария Батова


Родилась в 1970 году в Новгороде.

В 1997 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по специальности музыковедение (кафедра истории зарубежной музыки, класс проф. М.А. Сапонова).

Занимается старинной музыкой с 1992 года. Автор публикаций по ранней итальянской опере. Дипломная работа посвящена самой первой опере в истории музыки, «Представлениe о Душе и Теле» Эмилио Кавальери (1600); осуществила первую российскую постановку, реконструировав партитуру и выполнив эквиритмический перевод либретто с итальянского языка (Москва, 1997, Рахманиновский зал консерватории).

Педагоги по вокалу: Евгений Аргышев, Мария Ганешина, Дмитрий Степанович, Елена Девдариани, Эвелин Табб. Участвовала в мастер-классах Егора Резникова (1993, 1994), Юргена Шрапе (1999), Монсеррат Фигейрас (2001), Анн Азема и Джоэля Коэна (2002).

В 2000-2003 гг. обучалась в Schola Cantorum Basiliensis на отделении средневекового и ренессансного пения (вокал: Кэтлин Динен, Доминик Веллар; ансамбль: Энтони Рули).

Создала ансамбль старинной музыки Musica Humana и была его художественным руководителем (1994-2000). Организатор и художественный руководитель Майского фестиваля старинной музыки и научно-практической конференции «Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция» (Москва, 1999). Солистка Коллегии старинной музыки при Московской консерватории; музыкальный руководитель ряда спектаклей Коллегии (в сотрудничестве с режиссером Александрой Фладос), среди них «Школяр в раю», «Анджело», «Подщипа» (все – 1999). Организатор ежегодных рождественских концертов памяти Евгения Аргышева (1993-2005), благотворительного проекта «Крымские вечера» (Ялта, Севастополь, 2004). Координатор I-IV Европейских регентских семинаров (2005-2008).

Сотрудничала с ансамблями Аргышев Консорт, Amaryllis, Universalia in Re, Slowo (Базель), Камерным оркестром МГУ, а также с лютнистами Эванхелиной Маскарди, Свеном Шваннбергером, Аркадием Бурхановым, Акико Сузуки, с Маргрит Юбеллаккер (дульцимелос), с певцами Ольгой Назайкинской, Андреасом Шмидтом, Витте-Марией Вебер, с клавесинистами Татьяной Зенаишвили, Ией Заковряшиной и Мариной Белой, с Рудольфом Керером (фортепиано), с органистками Иреной Цайтц и Татьяной Андриановой. В настоящее время работает с ансамблями Alta Capella, Gambrinus, La Spiritata, Labyrinthus.

В репертуаре певицы – музыка XII-XIX вв.: кантиги короля Кастилии Альфонсо Мудрого, средневековые кондукты и рондели, английские лютневые и консортовые песни, итальянские фроттолы, баллады Гильома де Машо, испанские вильянсикос, а также музыка итальянского, английского, немецкого, французского и русского барокко, песни Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, М.И. Глинки.

Избранные программы и даты:

2013

«В готическом соборе»; совм. с Иваном Великановым (средневековый орган, вокал, цинк, ударные), Анной Васильевой (вокал, средневековая арфа), Дарьей Маглеваной (виела)

«Rio de Sevilla». Музыка испанских мастеров XVI-XVII вв. (концерт в Английском клубе)

«Песни Йозефа Гайдна». Пасхальный концерт в Доме-музее Марины Цветаевой); совм. с Ольгой Макаровой (фортепиано) и поэтом Сергеем Кругловым

«Пастух на скале». Фортепианная и вокальная музыка Ф. Шуберта; совм. с Ольгой Макаровой (фортепиано) и Даниилом Сердюковым (кларнет)

Участие в концертах фестиваля «La Renaissance»: программы «Shakespeare’s Musicke» и «Da Vinci Project»

Фрагменты из цикла «Тихие песни» Валентина Сильвестрова; совм. с Ольгой Макаровой (фортепиано)

«Музыка Реформации: Генрих Шютц и его современники»; совм. с Екатериной Либеровой (сопрано) и ансамблем Alta Capella

2012

«Tristis est anima mea». Великопостный концерт («Плачи Иеремии» и «Magnificat» Ф. Куперена); совм. с Анной Миклашевич (сопрано), Иваном Великановым (орган-позитив), Александрой Дроздовой (виола да гамба), Олегом Бойко (барочная гитара)

«Miserere mei Deus». Благотворительный концерт в пользу программы «Кислород» фонда «Тепло сердец»; совм. с Анной Миклашевич (сопрано), Иваном Великановым (орган-позитив), Светланой Шевелевой и Ириной Оболонской (блок-флейты), Александрой Дроздовой (виола да гамба)

«L’Aura Soave». Баготворительный концерт; совм. с Олегом Бойко (лютня, барочная гитара) и ансамблем Alta Capella

«Осенняя песня травы». Благотворительный концерт в пользу программы «Кислород»; совм. с Вениамином Смеховым и ансамблем Alta Capella

«Musica animam curat». Сочинения врача, поэта и музыканта Томаса Кемпиона, а также его английских, испанских, итальянских и нидерландских современников; с ансамблем Alta Capella

Рождественский концерт средневековой музыки; совм. с Дарьей Маглеваной (виела)

2011

«Музыка Венеции за сто лет до Вивальди»; с ансамблем Alta Capella

«Музыка собора св. Марка»; с ансамблем Alta Capella

«Слезы грешника и хлеб ангельский». Концерт памяти Н.Л. Трауберг; с ансамблем Gambrinus

Участие в авторском концерте Ольги Назайкинской

Концерт к 10-летию ансамбля Universalia in Re

«Музыка для голоса и лютни. Европейская песня Возрождения»; совм. с Асей Гречищевой (лютня, теорба)

«Lux Aeterna». Концерт памяти Дмитрия Кольцова; с ансамблем Alta Capella

«Ars Variandi»; с ансамблем Alta Capella, при участии Уильяма Донгуа (цинк) и Стефана Леже (сакбут)

«Fili mi, Absalon. Генрих Шютц и его современники»; с ансамблем Alta Capella. Участие в записи одноименного диска

«Музыкальное приношение к Пасхе»; совм. с Юлией Кузнецовой, Михаилом Штанько и Александром Посикера

Концерт из цикла «Рождение оркестра»; с оркестром ФИСИИ Московской консерватории и ансамблем Alta Capella

«Аura spei». Благотворительный концерт в поддержку фонда «Кислород»; совм. с Асей Гречищевой и Олегом Бойко

«Музыка композиторов-священников». Выступление на юбилейном вечере альманаха «Христианос»

2010

«Консортные песни английского Возрождения»; с ансамблем Gambrinus

«Старинная музыка нашего времени»; с ансамблем Alta Capella

«Итальянская гостиная XVII века»; с ансамблем Alta Capella

«Не умру, но жив буду»; с ансаблем Alta Capella

«Carmina Helvetica» (музыка из швейцарских манускриптов XII-XIV вв.); с ансамблем Labyrinthus. Участие в записи одноименного диска

«С точки зрения вечности» (музыка европейского Возрождения); с  ансамблем La Spiritata

«Nativitas». Рождественская программа; с ансамблем Alta Capella

2008

«Grandes visiones. Cantigas de Santa Maria». Запись диска с ансамблем Uniersalia in Re

2007

«Carmina Sacra» (музыка английского, русского, испанского Средневековья). Концертный тур по Швейцарии; с ансамблем Uniersalia in Re

«Английские песни Й. Гайдна»; совм. с Ольгой Макаровой (фортепиано)

2006

Advents-Konzert (рождественская музыка барокко); с ансамблем Amaryllis

Участие в гала-концерте в Kirche Oberstrass, Цюрих (песни Ф. Шуберта); совм. с Рудольфом Керером (фортепиано)

«Зима Средневековья» (рождественская музыка Средневековья); с ансамблем Universalia in Re

2005

Advents-Konzert (рождественская музыка барокко); совм. с Мариной Белой (клавесин)

«Музыка европейского и русского Рождества»; совм. с Мариной Белой и Яной Василенко

2004

Концерты в рамках благотворительного проекта «Крымские вечера» (А. Вивальди, М.А. Шарпантье, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Ф. Куперен); совм. с Иреной Цайтц и Андреасом Шмидтом

2003

«Три века русского романса». Концертный тур по Швейцарии; в составе дуэта Vice Versa

«Frauenlieder» (М.И. Глинка, Р. Шуман, Ф. Шуберт, А.С. Даргомыжский, Б. Бриттен, Г. Пёрселл); совм. с Мариной Белой (фортепиано)

«Музыка салонов Вены и Петербурга»; совм. с Мариной Белой (клавесин)

Песни Й. Гайдна и В.А. Моцарта; совм. с Мариной Белой

«Tristis est anima mea» («Плачи Иеремии» Э. Кавальери); собственный проект в Schola Cantorum Basiliensis

«Marenzio Sandwich» (музыка Луки Маренцио и английская традиция); руководители проекта – Энтони Рули и Эвелин Табб (Schola Cantorum Basiliensis)

2002

«Четыре времени жизни» (Г. де Машо, Х. ван Гизегхем, Кара, Б. Тромбончино, Ф. Ландини); совм. с Маргрит Юбеллаккер (дульцимелос), Свеном Шваннбергером (лютня, блок-флейта, контртенор), Татьяной Беднягиной (виола да гамба), Владимиром Лазерсоном (волынка)

Участие в концерте «Lo Gai Saber» (музыка провансальских трубадуров и кантиги короля Альфонсо Мудрого); совм. с Джоэлем Коэном и Анн Азема (Коараз, Франция)

«Музыка для святой Цецилии»; руководители проекта – Энтони Рули и Эвелин Табб (Schola Cantorum Basiliensis)

2001

Рождественские концерты (М.А. Шарпантье, А. Кампра, Б. Грациани, французские ноэли, английские кэрол); совм. с Эванхелиной Маскарди

«Magnifiat anima mea Dominum» (европейское и русское Средневековье); с ансамблем Slowo и Домиником Велларом

«Canti C.» (музыка из сборников начала XVI в. – начало нотопечатания); руководители проекта – Энтони Рули и Эвелин Табб (Schola Cantorum Basiliensis)

Песни английского и итальянского Ренессанса; совм. с Акико Сузуки (лютня)

2000

М.А. Шарпантье. Рождественская месса; со струнным оркестром МГУ

1999

«Незнакомый Франсуа Куперен». Концерт в рамках фестиваля «Неофициальная Москва»; совм. с Ольгой Назайкинской, Анастасией Корниловой и Александрой Дроздовой

«Лютневые песни английского и датского Возрождения»; совм. с Аркадием Бурхановым

«Праздник майского шеста». Песни из Le Manuscrit de Bayeux (XV в.); с ансамблем Musica humana

«2000 лет спустя». Рождественский концерт

1998

«Радость всему миру». Пасхальный концерт (Дж. Кариссими, Г. Шютц); с ансамблем Musica humana

«Песни из Le Manuscrit de Bayeux»

Ф. Куперен. «Плачи Иеремии»; совм. с Ольгой Назайкинской

«If music be the food of love. Джон Дауленд и Генри Пёрселл»; с ансамблем Musica humana

1997

Э. Кавальери. «Представление о Душе и Теле» (премьера в России); исполнение главной роли

1995

Фестиваль Торквато Тассо (Москва). Исполнение фрагментов «Представления о Душе и Теле» Э. Кавальери

«Клавесин в Кусково» (песни Дж. Дауленда). Участие в программе Татьяны Зенаишвили

1994

Дебют ансамбля Musica humana (музыка английского Возрождения)

1992

Дебют в составе ансамбля Аргышев Консорт